Бабушке моей 98 лет. С Пасхой совпало в этом году.
Бабушка не верила в Бога, по крайней мере, передовику производства, вдове видного инженера и члену партии это не полагалось. Но поминала имя Божье она частенько – и не всуе. Раз в год пекла огромное количество желтых с изюминками пасочек, привозила нам и выставляла на подоконник. Для теста, кружевного, легчайшего, пахучего, нужно было заранее купить сотню яиц и хорошую муку, свежие “дрожди”, “коровье” масло и пряности – имбирь, шафран, ваниль, ножиком настрогать мускатный орех. Потом сам процесс, длительный и таинственный – ночной. В бабушкином тайном блокноте командирским почерком расписана была ДОЗА и расписание по часам “в 12 часов…” “в 2 часа ночи…”- паски пеклись до самого утра.
Весенним днем бабушку вызвал к себе председатель парткома рудника: Зоя Николаевна, прочтите. И протянул бумажку.
“Паски пекла. А верная слуга Паша Авадушина святила в церкви”.
Писулька была без подписи, анонимка. Впрочем, все знали, кто на улице строчит доносы. Сосед моей бабушки, Петр Алексеевич Биленко. По-бабушкиному – Падло проклятэ.
Год шел 1972. Бабушке ничего не было. Секретарь парткома посмеялся. Старый Биленко всем надоел своими сигналами – вот до войны и сразу после нее он был в чести. Бабушка пересказала кляузу мне и тете Паше, заменив “слугу”, чтобы не обидеть: “а верный друг Паша Авадушина…”
Тетя Паша правда верила в Бога. В церковь отправлялась аж в Лозоватку, за 30 км от города. Для меня этого было как сказка – верить в Бога. В почти миллионном Кривом Роге практически не было храмов. Зато Биленков было в избытке – строчили кляузы вдвоем с женой. На похоронах Биленчихи Падло плакал и говорил: то не я пысав, то все вона.
Скоро кляузник превратился в неопрятного грязного старика. Шаркал по двору в туалет, забывал закрывать за собой дверь, подсматривал за девками… А кляузы в партком продолжали приходить. Иногда даже за подписью “пенсионер Биленко”.
Возник тут поток сознания, ткскзть, по поводу атмосферы советской. Интересна связь Союза с Востоком, взаимопроникающая. Вот например эти хрущовки все безликие, они же в Китае этом и т.д. еще более тотально были воспроизведены, и этажей куда больше.
А вот дух этих школьных спортзалов, ДЮСШ, вот эти просторные гулкие помещения, выцветшие агитпромовские изображения, весь этот суровый аскетизм советского спорта, он тоже как-то с Азией перекликается, и зерна восточной культуры проросли в советских людях многих. Например каратэ то же очень популярно в СНГ, в каждом городке секции есть, наши даже японцев часто побеждают у них дома.
я думала над этим. а гимнасиумы, где занимались греческие мальчики? а хрущевки на окраинах венгерских, словацких и румынских городов, где сейчас в основном обитают цыгане?
просто очень широко, мне кажется, нужно понимать Восток и Запад. ну и… Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet.
)))))
ггг , а еще вспомнила. как в бывшей теплой церкви в Нежине при Советах устроили спортзал ДЮСШ, ну, а потом вернули церковь, но ДЮСШ еще была. Так пару месяцев мы приходили после баскетбольной тренировки и переосвящали зал…
акустика великолепная была, кстати.
Вообще, создается впечатление что вся суть в том, что многие успехи СССР и его народа были достигнуты ИЗ-ПОД ПАЛКИ, а все сегодняшние девиации – это, как бы, отходняк от той изподпалки. Издержки “догоняющей и перегоняющей” цивилизации, вот так. Нам в вузе препод вообще забавные вещи говорил, будто славяне это народ земледельцев и лучших воинов (поэтому им достались лучшие земли), а евреи например народ городской (Иерихон же).
По сути же, на Западе были модернизаторы-протестанты, пилигримы создававшие фундамент США, была протестантская трудовая и предпринимательская этика, была Свобода Абсолютной Осознанной Необходимости – изучать, созидать, кооперироваться, организовывать…Были визионеры и новаторы, они преследовали индивидуальные цели, но создавали новые возможности, и этим приносили благо человечеству.
Ну а у нас конечно, мировые достижения перенимали как-то, внедряли из-под палки, возводили и возводят карго-культы, и как это воздействовало на народ и какие формы порождало, это отдельная тема, конечно.
это хорошая мысль. я часто останавливаю своих старших от бесконечного НАДА!!! понимая, что в основном “надо” говорится” по инерции, и хорошо проаргументированное “НЕ НАДО” порой лишает смысла целый кусок жизни.
а вообще надо бы довести мысль до конца: самым впечатляющим результатом Совдепии есть-таки создание нового человека – такого, чтобы не просто довольствовался малым, а и получал от этого особое, вывернутое, почти мазохистическое удовольствие.
а ведь это не первый случай даже был, вот интересно что классики про Петра I пишут –
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!..
Не далее как к святкам
Я вам порядок дам!»
И тотчас за порядком
Уехал в Амстердам.
Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.
да. это прекрасная штука у Толстого. более того, расскажу Вам, что первый в моей жизни диссидент, мой преподаватель музыкальной литературы, сочинил продолжение от Ленина и до Брежнева включительно и нам читал – разумеется, с глазу на глаз, год шел 78-79… Вы же обратили внимание, что без последней строфы у АК все так и просится в продолжение.
помню про Хрущева:
Теперь уже забыто,
Кто правил там еще,
Но вот пришел Никита
Сергеевич Хрущев.
Мужик он был не тощий,
Бывал частенько пьян
И часто путал общий
И собственный карман…
ой, а про Брежнева песня аще.