Йончи-бачи

17 Jun

Сегодня ему был бы 81 – это я говорю только затем, чтобы еще раз “на зуб” попробовать фразу, которую говорят о тех, кого уже нет.

А он есть, и “был бы” звучит по-прежнему странно. Ничего удивительного: он всегда со мной, он любил меня и столькому меня научил.

1988. Лето. Только что родился наш третий ребенок. Теперь мы – многодетная семья молодых специалистов, о льготах и привилегиях орут все газеты и профсоюзные собрания, мне говорят об этом в коридорах института и в горисполкоме, и ректор улыбается навстречу – “пишіть заяву, будемо розглядати”, – и просто удивительно, как это ордер на квартиру мне не принесли прямо в роддом.
Это теперь смешно – как можно было так думать? Тогда информационное поле было таково, что можно было.
Йончик пьет чай за столом в нашей комнате студенческого общежития. И в ответ на мои горячие полубессвязные “они должны” неторопливо замечает:
– Понимаешь, Леночка… Нужно раз и навсегда искоренить в себе эту вредную советскую… – подносит чашку ко рту, – ментальность…, – делает неспешный глоток, – …что тебе кто-то что-то должен. Никто ничего никому не должен. Сами все себе сделаете и будете иметь.

Тому жизненному наказу 26 лет. Так и вышло, впрочем. Квартиру, полученную-таки через 19 лет работы в институте, мы продали сразу. Совсем недорого и смеясь. Она, в принципе, уже ничего не решала и была лишь приветом из прошлого. Дом был построен. А дети давно выросли и без социальных программ для многодетных семей – исключая разве что дополнительные листы купонов без самих денег, две пачки порошка в нежинском универмаге и стакан гречки на дитя в месяц.

Нет. У меня нет ни малейших обид или претензий. Прежде всего – благодаря мудрому совету “искоренить в себе эту вредную советскую ментальность”. Еще тогда, когда другой ментальности вроде как и не предполагалось. Спасибо, папа.

DSC_0108

DSC_0142

Залишити відповідь

