“Русские на пляже”, или Новые советские

27 Jan

Знаете, други,
работая с цыганами, я научилась многому: не путать общее и частное, видеть закономерность в случайности, за пестро-показным разглядеть подлинно-сокровенное. А еще, уважая хартии и рамочные конвенции, многократно все обдумать, прежде чем честно написать о национальных проблемах и чертах национального характера.

Так вот.
Я вернулась из Хургады. Из русскоязычного “Хилтона”.

Ага. Многие уже поняли, о ком пойдет речь. Прежде всего не хочу обидеть своих друзей-россиян, мне везет на них – умных, ироничных, интеллигентных, талантливых, моего возраста и совсем молодых. Слава “энторнетсам” – дают возможность селекции, дружу с кем хочу, люблю своих друзей и трясусь над ними, как Кощей над сундуком.

Сейчас не о них. Руссо туристо облико морале, да, я об этих. За границей “русских” не любит никто – это широко известный факт. Не будем валить на россиян: пятая часть “русских” – русскоговорящие украинцы и белорусы.

Новые советские, вот они кто. Популяция неоднородна, четко выделяется ядро, основные приметы которого:

– возраст 30-40 или около этого;
– лишний вес;
– громкий голос.
У женщин дополнительно:
– плохие волосы, собранные в “мальвинку” пластмассовой заколкой;
– футболки с надписями на сиськах “я сережина девочка” и “как дам за русского”;
– высокие каблуки в сочетании с дорожными сумками;
– недовольные лица и скорбная “резиночка” вокруг губ.

Еще они:

– садятся не спросясь в соседнее кресло, хотя вокруг полно свободных мест;
– переговариваются в туалетных кабинках;
– говорят персоналу “здорово” и тычут руку для рукопожатия;
– много и охотно знакомятся, не особо заботясь желанием другой стороны;
– обращаются к своим детям в третьем лице: “Встал!”, “Вышла из воды!”, “Рот закрыл!”;
– матерятся при детях;
– тащат за собой из duty free пакеты с водкой или затариваются местным шаровым алкоголем с 10:30;
– в полный голос переговариваются между балконами, хотя расстались полчаса назад;
– с готовностью встают в очередь.

В ресторане они:

– набирают на тарелки больше, чем могут съесть, на столе остается процентов 40 просто расковырянной и разбросанной еды;
– накладывают на одну тарелку горой салат, тушеные овощи, гарнир, рыбу и мясо;
– едят много мучного, булочки накладывают на ту же тарелку поверх еды, отсыревшие выбрасывают и идут за новыми;
– организуют очередь за чем угодно, хотя можно подходить к емкостям, там все написано по-английски; привычно встав в затылок, вытягивают шеи, подталкивают впереди стоящего и покрикивают, ежли кто лезет без очереди, а кто-нибудь, ясное дело, лезет: “ты чё там, самая умная чёль?”;
– ухитряются взять “в одни руки” четыре бокала вина на двоих – а чё, два белого и два красного, все правильно.

Во время шоппинга (ну, если кто сдуру решит поехать):
– немедленно начинают выяснять, кто из какого города и из какого отеля;
– предлагают “сфотографироваться всем вместе на память”;
– при любых упоминаниях средств, повышающих потенцию, начинают ерзать и хихикать;
– среди них обязательно есть душа компании, рубаха-парень. Именно он ерзает по поводу виагры и предлагает фоткаться, а также травит анекдоты и громогласно ржет, пользуясь полнейшей поддержкой и одобрением.

Фух. Вроде все. Такой социолингвистический срез получился – “русские на пляже”, термин не мой. В новых исторических условиях с методической целью предлагаю совместно обдумать советизацию коллективного мозга и ее отдаленные последствия.
Именно отдаленные. Это не поколение, жившее при Союзе. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива, гласит русская пословица. Я могу понять и простить старших и пожилых: война и голод. Но этим было лет 17… 15… 13… а то и 7, когда советский динозавр зашатался и рухнул…

ПС. Чуть не забыла. В качестве приветствия или победного клича то и дело видишь выброшенный кулак и слышишь “Советский Союз!”
И от этого вообще сносит голову.

Відповідей: 6 to ““Русские на пляже”, или Новые советские”

  1. Катруся Січень 27, 2014 at 12:19 pm #

    А это всё не мешало Вам отдыхать?.. Вот так почитать, поржать, покачать головой “ай-ай-ай” – оно, конечно, прикольно, но если задуматься и представить себя “внутри” всего этого… Я на отдыхе люблю тишину и чтобы меня “в упор” никто не замечал🙂 не обращался, не спрашивал, не пытался вовлечь в разговор (конечно, имею в виду посторонних людей). Вы лучше меня знаете, что такое “работа с людьми” плюс постоянное звучание разной музыки…🙂 И чтобы на отдыхе – ВОТ ТАК?🙂 Это всё, описанное Вами, меня бы крайне, просто крайне раздражало и напрягало. Как-то так в жизни сложилось, что за рубежом побывать пока не пришлось, но вот сам “уклад отдыха”, если можно так сказать, в Турции-Египте меня, мягко говоря, не прельщает…

    • mamache Січень 27, 2014 at 12:30 pm #

      Катюш,

      1. нет. отдыхать не мешало. есть огромное количество блоков, которые можно поставить, чтобы тебе не мешали отдыхать. поверь, лично меня никто не втягивает в разговор и никак не обращается))).

      2. по природе я социолог и антрополог. никуда не денешься, я бесконечно и неустанно анализирую то, что перед глазами. всегда и везде. боюсь, что описанный мной социолингвистический ))) конгломерат можно встретить в других местах.

      3. просто я много думаю об этом: СССР давно нет, а советские есть. видишь, я написала об отдаленных последствиях. оболванивающая машина работала чрезвычайно эффективно, причем именно на отдаленные последствия.

      4. Турция прекрасная страна, Кать. турки – добрые, трудолюбивые, веселые, динамичные. Египет похуже, но скажу тебе, что арабы носятся с ЮИ как с писаной торбой, и солнце, солнце круглый год…

      5. моя Аня смеется: мам, я подскажу тебе места для отдыха, где их нет вообще. ВООБЩЕ. русских – мейби, Кать. Но куда деваться от своих соотечественников в своей стране?

  2. Валентина Січень 27, 2014 at 6:12 pm #

    Правда, ФУХ. А точнее – ФУ !🙂

    • mamache Січень 27, 2014 at 6:40 pm #

      аггг

      “ума холодных наблюдений
      и сердца горестных замет”…

  3. papik Січень 27, 2014 at 7:24 pm #

    Уклад отдыха каждый себе сам формирует.
    К нам не подходили. Может, потому, что я ходил в вышиванке?
    Один раз радостно прокричали “Слава Україні!”
    А арабам нужно просто улыбаться, учить их говорить “добрий ранок”, разговаривать тихим голосом… И будет вам счастье.

    • mamache Січень 27, 2014 at 7:28 pm #

      нет. к нам не подходили, потому что у меня было зверское выражение лица.
      это первое.
      а второе – всем (ну почти всем) нужно просто улыбаться и говорить “добрий ранок”. вспомни, как турки нас облизывали. а черногорцы?
      досадные исключения бывают. но они лишь подтверждают общее правило.

Залишити відповідь

