Цвет граната. Параджанов

19 Oct

ч

Началось с интервью Романа Балаяна: на одном очень классном ресурсе http://rozmova.wordpress.com. С утверждения Мастера, что лучший фильм о Параджанове снял бы Кустурица.
Я как раз об этом думала. Потому вчера посмотрела на http://www.ex.ua параджановский “Цвет граната”.
Хм.
Почему никто не сравнивает фильм с “Древом желаний” Абуладзе? Я чего-то не знаю и не вижу? Тот же жанр притчи, та же ярчайшая этнографичность, та же символика цветов, фруктов, животных, сакральных предметов, статика сцен, лица крупным планом, смешение высокого и низкого, минутного и вечного?
Странно. У Параджанова много грузинского. Прекрасная, божественно андрогинная здесь Софико Чиаурели. Колорит и артистизм поз Пиросмани. Или знаменитая грузинская Алилуйя, визитная карточка “Рустави”, которую очень удивительно слышать в монолитной в общем-то монодической (а значит, имеющей принципиально иную природу) партитуре Тиграна Мансуряна. Гражданин мира, это правда, но все же…

Дальше смотрю документальный рассказ Левона Григоряна о кадрах, не вошедших в фильм, о восстановленных негативах, о снах самого Параджанова – и понимаю, что фильм должен был быть каким-то не таким. Что он изрезан и перемонтирован другим режиссером, что путь его к зрителю был сложен, и многое в фильме непонятно и непостижимо до сих пор.
А что есть понятность? Что понятного (и кому?) должно быть в притче? Не раз и не два попадала в ситуацию отсылания к притче своих знакомых – мне, глупенькой, все казалось, что они себя там узнают, устыдятся и изменятся.
не-а. не узнали и не устыдились. притчу только восприняли как факт.

Очевидно, и параджановскую притчу нужно воспринимать как факт. Как и позднейшее к нему дополнение, придающее объемность знанию: вот чем был советский поэтический кинематограф 60-70-х (употребляю определение лишь в ограничение времени и места). С небольшими кинозалами и вечерними сеансами без афиш; с крепостью вечного и лоскутками-мишурой повседневного; с семантической нагрузкой цвета, особенно красного, – это вам не раскрашенный флаг в “Броненосце Потемкине”; с отсылкой к фольклорным истокам и неспешной идеализированной патриархальности; с ландшафтами, наконец, – горы (Карпаты или Кавказ) в центре, а дальше лес, река, камни, стены – локус пассионариев…

А в остальном: нет, история не знает сослагательного наклонения. Зачем искать в фильме то, что должно было бы там быть – при условии, что оно должно было там быть. Кто это докажет сейчас, да и кому верить? Как орла видать по коготку, так гениального Параджанова видать по отдельно взятому кадру. Вот этому, например:
цг

Когда я увидела такой гербарий из книг-бабочек на книжной выставке в “Арсенале” – вздохнула: Борхес! А оно вон оно что…

И вот обещанное “Воспоминания о “Саят-Нове” Левона Григоряна. Захотите посмотреть и вторую часть – найдите там же.

вот сам фильм Параджанова на Ютубе, чтобы долго не искать:

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: