Августовские истории: 2

10 Aug

Как-то так случилось, что “Детства” Толстого и Горького я читала одновременно. Горький нравился больше. Он был мясистее, выпуклее, зримее. Кривой Рог есть Кривой Рог – толстовские отвлеченности типа “столовая” как одна из комнат дома, кружавчики на панталончиках и “папенька” с “маменькой” были тусклы и непонятнее гиероглифов…
Поэтому – Горький.
Я заслушивалась его Песнями о Соколе и о Буревестнике с затертой пластинки на старой радиоле. Помню и свежей краской пахнущие “Сказки об Италии”, мамой на Новый Год подаренные; и растрепанную “Девушку и смерть”, найденную у бабушки в сарае, мышами погрызенную и цыганской иглой сшитую. Мне было десять лет – невдомек было и в общем пофиг, кто и что начертал на ней насчет штуки посильнее Фауста Гете. Впечатляла неразлучная пара Смерть/Любовь и слова “Смерть – не мать. Но женщина. И в ней Сердце тоже разума сильней”. Впрочем, “два соска, как звезды, красят грудь” волновало больше…
Не кто иной, как Горький, стоял во дворе моей школы. Гипсово-золотой, в пристойном небрежно расстегнутом загранишном плаще как у Луи Арагона, с усами а-ля Тарас Грыгоровыч, невинный такой микс. В руке шляпа с лентой, брюки с манжетами (бабушка говорила “обшлага”). Этих Горьких в Кривом Роге было два, второй стоял (стоит и сейчас) на улице Упита (Упит не общепит, нет, это латышский писатель и Герой Соцтруда).
А еще о Буревестнике в пролетарском КрР напоминал памятник Данко у кинотеатра “Современник”. До пояса голый мускулистый кудрявый юноша, рука поднята, в руке нечто с длинными иглами. Так в советскую эпоху любили изображать инженерные достижения или полезные ископаемые, а тут видишь – сердце. Тогда вообще в чести были патетизмы типа “недра”, “глубины”, “высоты” и “сердце в ладонях”, такие вот составные мифологии города, под которым – пустота, ибо вынута сердцевина.
Но я таки про детство и “Детство”, с мисевином у нас договор. Я рассказываю Гоше про Алешу Пешкова и его деда, про бабушку-потатчицу, про волжских бурлаков и “ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…”
Гоше тоже нравится про Горького. И Песня о Буревестнике нравится, с ее театральными завываниями. Я так и читаю. А завтра я расскажу малышу про Данко и Ларру. “Старуху Изергиль” я люблю. Искренняя юношеская романтическая возвышенность – это вам не позднейшая драматургическая беспросветность. Маленькому Гоше обещаю: поедем в Кривой Рог – покажу тебе все-все. И свою школу, и Горького, и Данко…
– и Вечерний Кут? и шахту “Заря”? и бурщицкую колонку? и ЭМО? и карьер? и стадион? и тир? и пруд? и Саксаганку? и где вы ловили ящериц? и дамбу? и где стояла ваша лодка? и где вы мыли мотыля?
– Да.
В жизни всегда есть место поэзии. Даже в непоэтическом городе моего детства.

д

Відповідей: 2 to “Августовские истории: 2”

  1. Yuma Серпень 11, 2013 at 12:04 am #

    >>В жизни всегда есть место поэзии. Даже в непоэтическом городе моего детства.

    дада ноктюрн на флейте водосточных труб

Залишити відповідь

