Песах. Клезмеры.

31 Mar

мы празднуем такое. ежегодно покупаем мацу. говорим один другому “шалом” и “таки да”. рассказываем еврейские анекдоты, и от чего я свободна совершенно, так это от антисемитизма. одна из моих прабабушек была еврейская выкрестка, а значит, во мне есть немножко этой крови, хоть я и не ощущаю себя частицей этого народа, а все же – других музыкантов в нашей семье не было. Когда в Третьем рейхе у Фуртвенглера спросили – зачем вы берете в оркестр евреев? – он пожал плечами и ответил по-еврейски, вопросом на вопрос: что я могу поделать, если они лучшие музыканты?
да. клезмеры, еврейские музыканты, делают такую музыку, от которой не подскочит разве мертвый. и сердце замирает, и хохочешь от кривляний кларнета, завываний тромбона и уханий геликона в мелодиях из “Щелкунчика” (опять Щелкунчик, да, опять), и умиляешься грустноватым увеличенным секундам и нервным ритмам так тонко, несколькими штрихами внедренного переинтонирования, и начинаешь сомневаться: а не был ли Чайковский хоть чуть-чуть евреем?

впрочем, и я сама – самый еврейский еврей, когда слушаю это ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.

Залишити відповідь

