Диалоги с князем Андреем Волконским: продолжение

25 Jan

начало было вот здесь
***
О Китае
У меня есть письмо из Китая середины ХІХ века следующего содержания:
“Вы хвастаетесь, что вы стали богатыми и сильными. Вы ведь вкалываете с утра до вечера, у вас заботы, везде заводские трубы выплевывают ужасный дым, который портит воздух. Машины шумят. Вы жизни не видите. Нам, китайцам, достаточно видеть, что луч луны упал на пруд и что цветет вишня и падает роса”.

Я видел огромный зал, где стоят сто роялей. За каждым сидит ребенок, и все они играют одно и то же. Выращивают роботов.

Все желтые работают очень много. Они в конце концов выиграют. Белая раса стала уже совсем рыхлая, а черные могут только паразитировать.
***
Индийская цивилизация мне совершенно чужда, она потная. Я не люблю, когда у женщины шесть грудей. Многовато.
***
Кейдж – неуч по убеждению, идеологический неуч. Чему надо учиться, чтобы написать “4’33″”?
***
А Балтин терпеть не может Хиндемита, говорит, что это колючая проволока.
***
В смысле музыки ХІХ века я – немец. Зачем мне Глинка, если есть Брамс или Шуман?
***
Поначалу меня смущала длительность его (Брукнера) произведений, но потом я понял, что музыка должна длиться столько, сколько она длится.
***
Мне непонятно, почему играют Шопена. Это мещанский салон. Я понимаю, почему это может нравиться публике, но не понимаю, почему это нравится музыкантам.
***
(о духовной музыке Рахманинова) В этой музыке у него нет “дачности”, как в других произведениях, под нее все же не станешь пить чай с кружком лимона.
***
То, что сейчас поют в церкви, ужасно. Это просто гармонизации. Почему не могут восстановить одноголосие, как было? Существует знаменный распев. Зачем его гармонизовать?
***
Самое удивительное сочинение Шостаковича – это Первый скрипичный концерт. Он писал его в период заседаний, связанных с Постановлением (1948 года), на которых он присутствовал и где его громили. Он возвращался домой и писал этот концерт – совершенно поразительный, одно из лучших его сочинений.
Михаил Меерович даже его спросил: “А в каком месте вы узнали о постановлении?” И Шостакович показал ему место в первой части: “Вот тут, где шестнадцатые”.
***
У Стравинского был инфаркт, и он считал, что если потянуть коньячку, это хорошо расширяет сосуды. Прав был, между прочим. Он очень хорошо все рассчитывал, смотрел на часы и каждые несколько часов принимал рюмку. Дружинин с ним так и познакомился. Сидел на репетиции, и вдруг Стравинский к нему обращается: “Милый, хочешь выпить?”
***
Мне не нравится ни Гаврилин, ни Свиридов. Это ГУМ. Все, что к свиридовской линии относится, связано с православно-националистическим уклоном. Это пошло от Карла Орфа, который был нацистом. Вся его музыка примитивна, но не нечаянно, а нарочно.
***
Есть два типа художников: те, которые пишут, скажем, сто акварелей в день, и из них будет одна хорошая; другие долго шлифуют одно произведение. Денисов принадлежит скорее к первому типу. Он будет печь как блины, но в конце концов получатся выдающиеся сочинения.
***
Сильвестров использовал самые известные стихи, которые я бы не посмел трогать: “Выхожу один я на дорогу” или “Белеет парус одинокий”. Надо либо иметь большое нахальство, либо быть очень чистым и наивным, чтобы написать на такие стихи. “Тихие песни” – это продуманный цикл. Сильвестров сам хорошо исполняет эти песни. Он не поет, а мурлычет и что-то напевает в нос, весьма трогательно. Авторское исполнение многого стоит.
***
Сильвестров называл Щедрина “композитор в законе”. А А Гершкович называл Щедрина “Салтыков-Плисецкий”.
***
Я вычитал где-то, что в Москву пришел человек из западных земель – то есть из Украины или Белоруссии – и сказал, что он православный. К нему присмотрелись – нет, не православный, он не спит после обеда. С тех пор мы с Сильвестровым стали шутить: мол, хочу почувствовать себя православным, пойду посплю после обеда.

Відповідей: 6 to “Диалоги с князем Андреем Волконским: продолжение”

  1. Костянтин Москалець Січень 25, 2013 at 2:10 pm #

    наверное, я китаец (: мне тоже света луны и росы на вишне вполне достаточно..

    • mamache Січень 25, 2013 at 2:18 pm #

      причому помітьте: несучасний абсолютно китаєць. древній якийся. сучасним 14-річним китаянкам, каже Волконський, повіки закріплюють прищіпками, шоб не спали, а займалися.

  2. Кит Василь Січень 25, 2013 at 9:15 pm #

    “А в каком месте вы узнали о постановлении?” И Шостакович показал ему место в первой части: “Вот тут, где шестнадцатые”.

    Сіліща!!!

  3. Катруся Січень 26, 2013 at 11:03 am #

    Прекрасно! Спасибо за наводку! Буду читать!

    • mamache Січень 26, 2013 at 11:27 am #

      преинтересные беседы. я вообще такой жанр люблю. но здесь еще и острый слог.

Залишити відповідь

