Тётя

10 Jan

У тетки, родной сестры моей мамы, было два любимых определения: “исключительный” и “отвратительный”. Максималистка она была, как и все мы. Максимализм – интересная черта натуры; в чем-то ущербный, в чем-то ограниченный, он одновременно обуславливает размах эмоциональной амплитуды, четкость оценок, бескомпромиссность суждений, любовь без оглядки, верность без упрека, ненависть без полутонов. Все, что касалось ее семьи, ее милого Марганца, меня, ее любимой племянницы, – было “исключительным”. “Отвратительным” тоже было много чего, в жизни моей тетки этого хватало – и мы с улыбкой вспоминаем и сегодня: “ииисссключительно – отвррррратительно”.
Тете было бы сегодня 75. Было бы. Но ее нет уже много лет – и это незаживающее и время от времени обостряющееся чувство несправедливо оборванной, недожитой жизни не покидает меня. “Нє, я не хочу вмирать”, – повторяла она, уже зная о своем диагнозе. “Лєнка, чуєш? Я тут у тебе як оце на курорті якомусь”, – це про терапевтичні відділення державних київських лікарень, хто бачив, той знає, про що я. Тоді ми були близькі як ніколи, говорили і не могли наговоритися: “Лєнка, та я думала, мені зносу не буде! Було холод, сніг, вітер, а я іду оттак о! о! оттак розхристана, у сапогах вода, горло відкрите, і хоть би хни!..”

А таки не хни. Рак легенів. Швидкий і безжальний. “Женя, подивися, та хіба це я? Я? Ну як тільки чудно…” Таке вона, виболена і вихудла, приказувала в послідні дні тих останніх півроку, коли її тримали вже найближчі – враз подобрілий чоловік, діти… І сестра, моя мама, – півроку замість обіцяних лікарями кількох тижнів. І це було “исключительно” – останні дні разом, спогади про спільне дитинство, маму і бабусю, школу і подруг. І це було “отвррратительно”, – що доводилося це все кидати.

Я вже не була біля неї. “Лєнка, не їдь до мене. Запомни мене здоровою…”

Залишити відповідь

