“Лебединое озеро”: еще одна версия хита

12 Oct

Балет = «Лебединое озеро».

Ассоциация в массовом сознании почти стопроцентная: девушки, белые пачки, изогнутые шейки, пуанты, адажио, па-де-дё, фуэте…
Будучи стопроцентным everygreen, балет давно уже оторвался от своего создателя и функционирует во многих контекстах: прежде всего как образчик “чистого” балета, “нетленной классики”. Он имеет множество режиссерских и хореографических решений, версию в виде мультфильма, анимэ, компьютерной игры, рок-версию (и не одну). Он активно включен в другие контексты, ассоциируясь с советским официозом (трансляции во время смерти важных персон), под его звуки развивается кульминация “Кавказской пленницы” Данелии. Но есть и “хит хита” – “Танец маленьких лебедей”, кто только не играл его на пианино и не танцевал по-всякому, ведь он прост и стерилен, а значит – служит идеальной канвой для вариаций.
Сначала – инвариант в постановке Мариинского театра:

Рок-версия от Dark Moor: кому влом слушать восьмиминутное хеви-металлическое попурри, “Танец” начинается с 49 секунды.

Широко распространенная “свадебно-капустниковая” версия, если быть чуть в подпитии – самое оно; в исполнении исключительно мужчинами – особая карнавальная соль (подмеченная и Феллини в финале “Сладкой жизни”, но с другим подтекстом). “Умирающий лебедь” из другой “оперы”, но вполне органичен.

а вот авангардные сюжеты Савадова и Цаголова: концептуально, да. и не сказать бы, чтобы противоречило уже выстроенному ряду.

Арсен Савадов. Из фотосерии “Донбасс-Шоколад”

Василий Цаголов. Танец маленьких лебедей

Наконец, реклама. Вернемся к исходному тезису “балет = “Лебединое озеро” и поймем агентство Tabasco. Для ролика о безопасности детей в Интернете им нужна была стопроцентная узнаваемость замещающего образа. На этой основе, как на канве, можно выстроить концепцию.

Концепция – в изначальной двойственности ситуации, двойственности в нескольких проявлениях. Удвоенность и взаимопроникновение мира реального и виртуального; оппозиция “дети – взрослые (охранники)”, “мужчины (мальчики) – женщины (балерины)”. Бинарность (парность): персонажи появляются парами, как и детали интерьера (половинки дверей, две стены). Экран разделен пополам шестом (на мониторе, потом – в клубе), пространство тоже разделено экраном монитора (в виртуале – в реальности, в клубе – дома). Плюс прочитываемые классические бинарные структуры “левый – правый”, “белый – цветной/черный”, “впереди – сзади”, “верх – низ”, и камера все время переводит взгляд то на одного, то на другого члена оппозиции, и проход (движение, элемент тернарной структуры), только один – из дверей в зал, где танцуют замещенный “Лебединым озером” стриптиз.
Кстати:
…замещенный ли? мужчины в обтягивающих панталонах, распахнутые в шпагате ноги – одно из первых эротических впечатлений, едва ли менее сильных, чем от стриптиза.

Да и двойственность не в самом ли балете заложена изначально: Одетта – Одиллия, цепь перевоплощений антропоморфных персонажей в птиц. И сам “Танец маленьких лебедей” не имеет ли гротескно-скерцозную пару в “Балете невылупившихся птенцов” из “Картинок с выставки” Мусоргского, написанных двумя годами раньше “Лебединого озера”?..

Ну, а психологическая двойственность самого балета – это уж пожалте в эмоциональный дуализм Петра Ильича Чайковского. Об этом достаточно написано у Юрия Ивановича. Вкратце: интравертный тип личности при экстравертированном способе жизни, желание казаться не тем, кем ты есть на самом деле, порождает постоянно действующий механизм психологической защиты в виде реверсий, инверсий, проекций, интроекций, диссоциаций…

Пока очень кратко и не очень структурированно. Это фрагмент большой работы, я уже вижу. В ролике профессиональный психолог найдет еще массу всего. И музыкант увидит и услышит, что звуковой ряд служит не просто саундтреком, он проникает в ткань арт-продукта:
– сохранены оригинальный ля-минор и оркестровые тембры. Ускорен темп – но это прием, которым пользовался и Петр Ильич. Фрагмент из балета посреди скрипучего клубняка выглядит вполне органичной цитатой-инкрустацией;
– в самом начале мальчик играет на клавиатуре левой рукой, как на пианино, это “ля-ми”; да уж, у моих детей эта клавиатура в свое время начисто вытеснила фортепианную, но одной из первых установленных программ была музыкальная Final 2000;
-“Лебединое озеро”, как всякий уважающий себя everygreen, с легкостью вошло в новый контекст. Тем самым еще раз подтвердив свою жизнеспособность.

Відповідей: 2 to ““Лебединое озеро”: еще одна версия хита”

  1. Мария Листопад 6, 2012 at 4:26 pm #

    довелось посмотреть недавно “Черный лебедь” с Кирой Найтли и Венсаном Касселем; не люблю этот жанр – драма/триллер, купилась исключительно на актеров, фильм шел тяжело – все же не люблю этот жанр драма/триллер, но финальный выход черного лебедя, когда Кира Найтли крутит свои фуэте, и с каждым оборотом из-под кожи ее рук пробиваются черные перья, растут, становятся больше, и у вас на глазах вырастают крылья, – я пересматривала несколько раз.
    не смогла не поделиться эмоциями🙂

    • mamache Листопад 7, 2012 at 7:03 pm #

      интересно. причем Черный лебедь у меня стоял в списке коннотаций. не дошли руки. мультик посмотрела, аниме посмотрела, несколько постановок Лебединого озера посмотрела – до триллера руки не дошли. обязательно нужно дойти.
      спасибо, Машенька.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: