“Что ни камень – то преткновение”. Наталья Рубанова о Рязани

7 Sep

Я как киплинговская кобра: думала в это время о другоооооом. Но было немного времени, забрела на “Перемены.Ру”, наткнулась на новое эссе Натальи Рубановой Welcome to рЯзань. Эссе-сон, или Экскурсия жизнь спустя.
Люблю читать всякого размера urban novels, не дает покоя собственный ненаписанный городской роман, вернее, не-роман с родным городом, оставленным много лет назад. Потому и спотыкаюсь каждый раз о городскую литературу: то Генис, то Ирванец, то Жадан, то томик эссе о Львове, то Палагнюк, то Москалец, то Днистровой…

Так и здесь. Эссе о Рязани, с которой когда-то Салтыков-Щедрин списал свой Глупов и в поэтичных окрестностях которой (Мещёра!) ловил рыбу Паустовский. Город, по-своему оригинальный, по-своему бестолковый; город, где “до сих пор мучаются артритом те самые троллейбусы, из прошлой жизни – странно, впрочем, если было бы по-другому”. Город с провинциальными зарплатами и почти московскими ценами, что особенно сказывается на благосостоянии пенсионеров, коих здесь большинство. А остальные преимущественно алкоголики: “пьют же там, как и везде в России, всё, что горит. Не больше – но и не меньше” и персонал попсовых постперестроечных кафешек: «рЯзанские кафе даже с неплохим интерьером неизбежно опошлены рвущейся из динамиков попсой, гарантирующей вам рвотный рефлекс, а также равнодушными/измученными/почтиникогданеулыбающимисяофициантами, делающими клиенту одолжение в виде чашки кофе…»

Примета города: Шоссе Энтузиастов, ведущее к городскому кладбищу… “Что ни камень – то преткновение”, иронизирует автор, и я улыбаюсь вслед за ней: одним из “камней преткновения” у моего личного не-романа есть предварительные наброски под кодовым названием “маманечитай”. Правда-правда, столько народу вокруг, живя в столице, страдает ностальгическою любовию к родным местам – а мне всегда немножко стыдно, никогда не испытывала ничего подобного, не романтизировала Город и вот уж чего не хотела – так это вернуться.

Наталья Рубанова кого-то цитирует, я цитирую Наталью Рубанову: “По словам писателя, давным-давно она задержалась в этом городе на несколько лет из-за того, что, сидя в каком-то кафе увидела… «лошадиную морду, спокойно заглядывающую в окно: ну разве можно после такого уезжать?!»”

На этом разрешите откланяться. Кого-то таки умиляет лошадиная морда (или свиное рыло) в окне. Как и старый троллейбус, убитый асфальт и снег бурого цвета (это я о своем).

Кто-то о таком ностальгирует.
Но не постмодернистический мальчик Кай, не спешащий растопить слезами осколок кривого зеркала в глазу и в сердце.
Не Рубанова.
И не я.
Прочтите эссе, там работы на полчаса.

Кому интересно, вот мое эссе о повести Рубановой “Анфиса в Стране чудес”, там и ссылка на саму повесть

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: