ОК-2, или О тенденциях современного копирайтинга

8 Aug

обещанное вот здесь

Неделя ДР, неделя удовольствий, комплиментов и теплых слов и горячих эмоций отшумела. Цветы увяли, даже самые стойкие. Остался материальный корпус. Подарки: сладости, шмотки, книжки, бижутерия, косметика, техника, милые домашние пушистости и кухонные блестящести — как положено.

И остался коллективный подарок «Лене Чекан от детей JWT», я хвасталась. Но я люблю не только хвастаться. Я люблю анализировать.
Так вот. ОК-подарок воплощает и аккумулирует определенные тенденции в копирайтинге вообще.

Говоря общо, написанное в книге – чистый постмодерн. Здесь вам и работа по моделям, и коллаж, и ирония, и интертекстуальность, и метатекст. Где именно “здесь”? – да везде, и доказать это очень просто и очень сложно одновременно, как и все, что касается постмодерна.

а кроме того:
1. Копирайтер РА и дипломированный филолог — далеко не одно и то же. Мне попадались безграмотные таланты и бесталанные грамотеи (талантливые грамотеи — скорее исключение, чем правило, безграмотных бездарей надо гнать поганой метлой, как и отовсюду).

2. Продолжает первую. Социокультурная характеристика плодоносного копирайтерского слоя: инженеры (как Гребенщиков), медики (как Чехов или Булгаков), представители точных наук (как Бородин или Вакарчук), юристы (как Чайковский), гуманитарии широкого профиля — психология, социология, журналистика. Черт его знает: «умножая умножу скорбь твою», излишние знания и литературные умения, словесный багаж предыдущих поколений, наверное, держат за ноги и не дают взлететь.

3. Рифмующие. Копирайтеров, прошедших через мои руки, было около 40. Написало 11. Статистика — вещь упрямая: действительно, примерно четверть копирайтеров РА — свободно рифмующие как по вдохновению, так и «на заказ», «на случай». Еще четверть составляют рифмующие только по вдохновению (их находишь случайно по стихам в своей почте или на Фейсбуке). Остальные, а это половина, — не умеющие рифмовать. Непростительное отсутствие скилла, к сожалению; уверена, что один из путей развития копирайтинга — рифмы. Всякие рифмы: формальные, парадоксальные, внутренние, подразумеваемые, смысловые, рифмы-аллюзии, рифмы-намеки…

4. Авторы книжечки представляются читателю как «дети»:
а) дети как свободно творящие, незашоренные, незакомплексованные личности. Несколько лет назад — ведущая психотенденция в РА.
б) дети как наивные и бескомпромиссные существа; в конце концов, лишь маленький мальчик воскликнул “А король-то голый!”
б) Сегодняшняя малышня – завтрашние потребители. Известно, что дети любят рекламу. Естественно, что если рекламисты в этой ситуации тоже будут детьми — это может быть плодотворно.

5. Словотворчество: тоже синоним свободного полета фантазии. «Грибоблуд» и «западежее» — блестящие образчики того, что я хочу сказать. В рекламе была и есть такая муля. Волной подняты как дурноватое «жаколепно», так и вполне жизнеспособный «аромоксамыт». А также очень даже ок «кавонутися» и «освиженно».

6. Хотим мы или нет, в нашем обществе еще 10 лет назад сначала читали, потом смотрели на вижуал. Сейчас восприятие меняется, и достаточно быстро. Народ смотрит на картинку, а читать ему впадлу – следствие как американизации, так и общего падения образовательного уровня. Стремительное развитие инфографики, динамической визуализации — яркое тому подтверждение. Наблюдение пока не в пользу института копирайтеров.

7. Я и реклама. Лена — жуткая вредина. Некоторым из копирайтеров говорила при уходе: я не понимаю, как ты сможешь без меня. Представьте себе — могут. Загадка для меня как. В книжке их нет, естественно. Обижены-с. И это очень печально: не то, что в книжке их нет, и не то, что они продолжают копирайтерствовать, а то, что массовое сознание в основном обходится без перфектных словоформ, выверенных синтаксических конструкций и чистокровных языковых плодов.

И узок круг потребителей Качественного Слова. И страшно далеки они от народа.

Вывод № 7 самый печальный. Но он касается не только копирайтинга. Не только рекламы. Не только эстетики. Не только промышленного и уличного дизайна. Не только СМИ.

А всего общества в целом. Я не Кассандра и не дельфийский оракул. Но «неладно что-то в датском королевстве».

Відповідей: 4 to “ОК-2, или О тенденциях современного копирайтинга”

  1. Taras Tronka Серпень 14, 2012 at 7:53 pm #

    Ух! Вкурив тему не одразу. Але ви глибоко бачите, пані Олено! Респект і уважуха🙂
    Вибачте за штампи – ніч уже, та й погода не та…

    • mamache Серпень 14, 2012 at 9:28 pm #

      чекайте, пане Тарасе. я тільки почала, це цікава досить тема.
      ЗІ а ОК-подарунок бачили? не стримаюся похвалитися, таки незла штука.

      • Taras Tronka Серпень 18, 2012 at 1:23 pm #

        Бачив, бачив🙂 дійсно незла, хоча явно самодіяльна (може тим і дорога вузькому причетних). Одне слово – діти :))) Сам маю кілька таких доробків для/від себе – мав щастя працювати в дружніх й нелінивих колективах.

  2. mamache Серпень 18, 2012 at 1:51 pm #

    )))) ну так, Тарасе. Маю матеріал для дослідів. І самих “дітей”, і їхню творчість.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: