На дне года: “Неведение” Милана Кундеры

10 Dec

Самое время валяться в постели и читать романы. Сейчас у меня не роман – романище! “Музей покинутих секретів” Оксаны Забужко, и я уже не читаю, а перечитываю его. 800 страниц – не собачий хвост, но я одолела. Закончу – напишу.
Сегодня не о нем.
Чудесно и легко пошло “Неведение”, еще один роман Кундеры (2000) – на сегодняшний день последний изданный. Как и всегда у него – о ностальгии (nostos algos – боль возвращения), которую он трактует не только в пространстве, но прежде всего во времени. Я часто думаю об этом – трудно бывает отделить ностальгию по родным местам от ностальгии по утраченной юности. Как одной, так и другой может и не быть. Но первая часто означает лишь вторую, и нужно их разделить. Трудно, но полезно.
Еще роман о personal space взрослого человека. Таковы герои Кундеры – воспитавшие детей, состоявшиеся, пытающиеся вернуться в исходную точку или наоборот – уйти от нее как можно дальше. Возраст “неведения”, по Кундере, около 20, – когда человек делает выбор пути, профессии, спутника etc., в сущности, слабо представляя себе жизнь. А в возрасте после 40 вдруг обнаруживает заданные неправильности, и получается, что все изменить и начать сначала вовсе не поздно, только не у всех хватает духу…

Прага после 1989 года, несколько чехов, оказавшихся здесь, – после 1968 эмигрировавших во Францию, в Швецию, оставшихся в Чехии. Как и водится в романном пространстве, их судьбы уже однажды пересекались и соприкасаются снова. Как и везде у Кундеры – случайные любовные связи оказываются крепче, понятнее и ближе по духу, чем многолетние союзы; пронзительно сказал в 1957 году Евтушенко: “о, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость и разобщённость близких душ!” Нет, никто не придет и не нарушит – ибо это закон жизни, закон внезапного озарения, внезапного сумасшедшего распознания “своего”, говорит Кундера, и я соглашаюсь с ним.
А еще писатель спрашивает: в странствиях и возвращении Одиссея все сочувствуют Пенелопе. Почему же никто не сочувствует Калипсо, которую бросил Одиссей? Ведь она любила его не меньше…
Самый запомнившийся эпизод: героиня, 20 лет прожившая в Париже, возвращается в родную Прагу. Заходит в магазин выбрать платье, надевает первое вроде бы понравившееся, выходит – и в ужасе видит в витрине свое отражение. Нет, не безобразное, но провинциально-трогательно-жалкое. И понимает, что, слава Богу, не стала той, кем могла бы стать.
И второй: она же, вспомнив о старых подругах, решает устроить вечеринку в честь возвращения. На столе дюжина бутылок хорошего выдержанного вина. Подруги заказывают пиво.

Что замечательно – миниатюрная форма при сохранении романной структуры и романного сюжета. Эх, мне бы научиться так писать; традиционно жанр пугает многословием и описательностью – а здесь как раз все на месте, и роман прочитан за 2 вечера, причем какой роман!..
Ну, и как всегда музыкальные отступления Кундеры, нужно же как-то реанимировать и применить университетское музыковедческое образование. На сей раз – о Шенберге и Стравинском, интересные факты и мысли, и без нотных примеров, которых терпеть не могу.
Я читала Кундеру в книжечке, други. Я люблю, как пахнут книжки. Но потом нашла на Либрусеке и перечитала еще раз. Держите, кому лень искать: Милан Кундера. “Неведение” Не пожалеете. Это один из моих наилюбимейших писателей.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: