Анфиса в Стране Чудес. Между Кэрроллом и Пелевиным.

1 Jul

Я люблю такие штуки читать. В которых мало одного чтения. И недостаточно интеллектуальных усилий по выявлению и соотнесению явных и скрытых цитат, как в любом постмодернистическом тексте.
Здесь же надо было освежить багаж. Перечитать и передумать «Алису» Кэрролла, «Желтую Стрелу» и «Generation P» Пелевина, «Повесть о Сонечке» Цветаевой. И переслушать «Поезд в огне» и «Поколение дворников и сторожей» Гребенщикова.
И было мне счастье. Знакомство с отличным ресурсом Peremeny.Ru и прекрасной новой повестью Натальи Рубановой «Анфиса в Стране Чудес», а автор-то, оказывается, мало того что плодовитый писатель и драматург, так еще и мой (моя?) коллега — музыкант по образованию. Музучилище закончила, музфакультет пединститута, фортепиано преподавала. Может, и преподает — музыкантство болезнь хроническая и неизлечимая.
О музыке ж в повести ж дискурсивно ж и напишу ж. Хотя можно о многом. О традициях Кэрролла — а они неисчерпаемы, и от путешествий Алисы произросли едва ли не все мистические трипы в современной литературе, и пелевинские в том числе. О романтической идее путешествия, сказочной идее хождения за тридевять земель и экзистенциальной идее путешествия в глубины собственной души. Но о таком я уже немного писала вот здесь.
Сейчас о музыке.
Совдеповские постулаты связываются у Рубановой с институтом и методологией и методикой чего-то там — понятное дело, наслушалась и я в свою бытность преподавания на точно таком же музпеде методолого-методических шаманских заклинаний. Вот Анфиса сдает экзамен:
1) Специфические потенции эстетического развития морально-нравственного воспитания чел-ка разумного.

2) Деятельность лаборатории прогнозирования эстетического развития чел-ка разумного.

3) О прерогативе развития когнитивных способностей в вербальной форме; метод наглядности для чел-ка разумного.

4) Цели и задачи практического курса “Методики и методологии” как цели и задачи чел-ка разумного.

Ох ты Господи, так и прет комплекс неполноценности глобальной педагогики как одной из наиконсервативнейших дисциплин (по понятным причинам не употребляю «наук» или «интеллектуальных практик»). А преподша этих самых целей и задач еще и выступает в роли организатора массовых празднеств в селе Бредятино (каком же еще?), вещая из репродуктора в дуэте с майором милиции Похренушко (каким же еще?).
Но, к счастью, ambience звучит для Анфисы не одними сентенциями преподши и майора милиции, но прежде всего саундтреками к «Титанику», голосами Пугачевой, Земфиры, Сплинов, а также Голосами — Голосом, цитирующим «Тибетскую книгу мертвых», и Голосом ее возлюбленного; и уже никто не понимает (а кто и когда понимал?), звучат ли эти голоса изнутри или снаружи самой Анфисы. Да и живет Анфиса прежде всего слухом, как любой музыкант. Движняк вокруг нее – то галопом, то методически правильными быстрыми подскоками, чей-то пульс – как бой кремлевских курантов, а Смирнов в наушниках, не желающий слышать никаких Голосов извне, объявляется училкой (опять училка!) извращенцем.

Смешная повесть. Одесские несовершеннолетние путанки слышатся Анфисе — Рубановой в пасторальном фа-мажоре; недалеко идущая параллель — Шестая Бетховена, смешная именно своей неуместностью. Как смешон и смешанный запах лука и хорового дирижирования от майора Похренушко, и пианистическое подкладывание пальцев как синоним полетной легкости Анфисы в разных житейских ситуациях.
Да и Белка/Кролик бежит все быстрее и быстрее, ни дать ни взять как в шумановской фортепианной сонате. И три методических кита Кабалевского вместе с «Методическими записками охотника» вызывают веселые воспоминания о нафталинном прошлом.
И похоже, автор повести Наталья Рубанова не хуже меня знает, что третий кит Кабалевского из пресловутой троицы «песня-танец-марш» – ПОЛНЕЙШАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФИГНЯ. Как и многое другое в методологии и методике.
Всегда приятно встретить коллегу. Повесть рекомендую прочитать, вот ссылка:
http://www.peremeny.ru/column/view/1190/
а за ней Пелевина и Кэрролла, даже если читали, и то не раз.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: