“Голубка” в Молодому: під завісу сезону

16 Jun

отаку нашла на сайті театру фотку, непогана мізансцена, ге?


Як завжди, я готуюся, перш ніж написати про виставу. По-перше, я не такий вже спеціаліст у театрі, по-друге, мені хочеться щоразу обрати інший кут зору, по-третє, треба ж розумних людей послухати.

Цього разу після відвідин «Голубки» за п’єсою Жана Ануя (1951) прочитала кілька рецензій, а також пошарилася по форумах. Ось кілька думок, не міняла нічого:

Спектакль живой!Меня цепанул)))

мені вистава видалась дуже сухою… зануритись всередину мені не вдалось. дивився неначе я гість якого тримають на порозі.

А я могу сказать что это очеееееень и очееееееееень хороший спектакль.

Не могу сказать, что не понравился, нет, хороший спектакль, но и особого восторга не вызывает. Отношения матери с сыновьями были действительно интересны и это пожалуй единственное, что задевало за живое, скорее всего все остальные темы спектакля просто далеки от сегодняшней жизни, не пересекаются схожие струны в душе.

Меня не зацепило… Спектакль вроде неплохой, но второй раз на него не пойду. Просто не оставило следа в душе…

Вцелом хорошо, добавлена капля юмора, но за душу не берет.

Но вчера мне повезло! Спектакль действительно хорош!

Верила игре каждого актера. Режиссерские акценты, мизансцены помогали актерам создать нужную атмосферу. И актеры создавали!
У меня не было впечатления, что есть только один герой, за которым правда.
Говорил Жульен – и я думала: “так ведь он прав!”
Говорила Коломба – и сразу мысль: “а правда-то, оказывается – вот она.”
Говорила мадам Александра – и у нее третья правда.
И каждой правде веришь!
Ну и Яценко – тут, конечно, всё и так ясно, ей достаточно просто выйти на сцену….

Чесно кажучі, на початку першого акту я почав засинати і вже навіть вирішив покинути залу (яка, до речі, була заповнена досхочу)… Але згодом деякі дійові особи зацікавили мене.

Із мене досить. Решта коментарів ходять тим самим зачарованим колом. Мені подобається… супер… а я ледь не заснув… це повне лайно… це геніально.

Друзі, та коли людина хоче спати чи ще не вивчила літер, актор може навіть із піджака викинутися – це не допоможе. Коментарі будь-якого арт-продукту зараз на 99 відсотків отакі. Бо грунтуються на дилетантизмі і любительстві, які в нашій ситуації набувають загрозливих масштабів і за які частка наріду навчилася отримувати грубенькі гроші – за похапцем набране по верхах і викладене упевнено, голосно і дивлячись просто в очі.

Я так не вмію. І не хочу вчитися. Що ж до «Голубки», то вуха українського побутового театру Садовського стирчать аж ген-ген, і мадам Олександра часом була викапана Проня Прокопівна, чи це Яценко збивалася на істеричні нотки. Сам спектакль видався задовгим трохи, як на мене, бо сюжет непрояснений. А отже, затягнутий, уже в Ануя, а за ним у сценічній версії Молодого. Усе тримається, власне, на кількох положеннях, часом смішних (хоча що смішного у підступному з-за спини даванні копняка під гепу, що за цирк шапіто і провінційний водевіль!) і кількох же ключових цитатах, які не гріх із часом розтягнути на вислови «з народної мудрості». В устах Яценко і Шептекіти вони просто розкішні: «О місяцю, холодним свідком стань…», «Продертися, спіши, о серце, серед хащі!..», «Новини від чоловіків дізнаються не по картах. Для цього існує пошта», «Тельбухи. Ти віддав їй свої тельбухи. Ти обплутав її тельбухами» (сорі, неточно цитую, не знайшла перекладу Перепаді).
Цікаво вирішена сцена з глядацьким залом з двох сторін; це дуже нагадує «Відвертість пастушки» з «Пікової дами» Чайковського, та сама алегорична віддзеркаленість ситуації і те саме вічне питання: де правда і щирість? Де неправда і брехливість? В театрі чи в глядацькому залі? На сцені чи в житті?
Ще дві паралелі, які весь час напрошувалися: телевізійна версія «Театру» Сомерсета Моема з незабутньою Вією Артмане. І «Амелі», аякже: репліка однієї з героїнь «Дайте жінці дихати!»

Чисто по-французьки. І навіть не тільки у відношенні до жінки.

Відповідей: 8 to ““Голубка” в Молодому: під завісу сезону”

  1. littlemissdarya Червень 17, 2011 at 9:43 am #

    я так и не поняла, понравилась ли тебе пьеса? )
    я о ней тоже писала в блоге, давненько уже.

  2. mamache Червень 21, 2011 at 6:55 am #

    я помню, я читала.
    Я намеренно старалась уйти от “понравилось – не понравилось”, если ты заметила. Знаешь, малыш, я видела и лучшие спектакли в своей жизни. На “Голубку” я шла за другим. За пополнением багажа и новыми впечатлениями.
    Вчера Ринс делал греческий пирог со шпинатом и сыром фета – исключительно для ознакомления с кухнями разных народов.
    Так и я. Меня интересовала Яценко в нынешнем состоянии. Ануй как представитель французского театра середины ХХ века, Анатоль Перепадя как легендарный переводчик. А также то, чем будет занят целый вечер мой младший сын как работник сцены этого театра.

  3. papik Червень 21, 2011 at 7:42 am #

    “Нереально круто” – “Полная туфта”.
    Между этими двумя полюсами размещаются оценки дилетантов.
    А вот задача критика – не только дать оценку (причем доказательную и аргументированную – отличия доказательства от аргументации сейчас не обсуждаем), но и выстроить контексты, помогающие понять текст спектакля.
    Не тот контекст – катастрофа для критика.
    Тот – показатель его профессионализма, эрудиции и глубины проникновения в замысел.
    В этом отзыве есть несколько важных, ИМХО, контекстов. Театра корифеев, например. Или “Искренности пастушки” – аллегории/притчи…

    • mamache Червень 21, 2011 at 8:07 am #

      Можно поискать еще контексты. “Даму с камелиями” и традиции французского театра у Ануя. Эллочку Людоедку с ее Вандербильдихой как параллель мадам Александра – Сара Бернар.
      и, кстати, попробовать обнаружить здравый смысл, “навозну кучу разрывая”:
      иногда в дилетантских оценках есть рациональное зерно, вопрос, как его найти. И еще вопрос – есть ли там оно на самом деле, или нам так хочется.

      Главное – понять , что выйти за пределы оценочных суждений – первый шаг к собственно анализу. остальное – любительство, к сожалению. причем агрессивное любительство.

      • papik Червень 21, 2011 at 8:45 am #

        Оценка и оценивание – две большие разницы

  4. mamache Червень 21, 2011 at 9:02 am #

    про оценку и оценивание можно поподробнее?

  5. papik Червень 21, 2011 at 9:23 am #

    Если очень коротко – то результат и процесс.
    Но результат может быть симулякром.
    Тогда и имеем дело с голым оценочным суждением “понравилось/не понравилось”. За ним, конечно же, может скрываться опыт и ценностные установки субкультурной страты. Но они в 99% случаев неотрефлектированы. Элементарные рефлексии – уже процесс. А в процессе констатацией не обойдешься: развалится на цепочку оценочных суждений.
    Оценивание как процесс предполагает путь к результату. Структура, в общих чертах, проста: тезис – аргументы – доказательное рассуждение. Так вот тезис и является оценкой (в рецензиях, например). Но, подкрепленный аргументами и связанный с ними доказательными рассуждениями, он перестает быть голым суждением. Дьявол прячется в мелочах: в аргументах и рассуждениях “орла по коготку видать”. А в оценке – нет. Хотя и здесь бывают варианты.
    Многобукафф, ггг

  6. mamache Червень 21, 2011 at 10:15 am #

    ровно столько, сколько нужно, Ваше величество…

    Перемены.ру прислали статью о Викторе Цое. Очень интересный пример к вышеизложенному. Приведены аргументы как той социальной страты, в которой находится автор, так и той (я бы назвала это половозрастным союзом), которая обожествляла Цоя.
    А вот в выводах автор вроде и сказал все, что хотел, но таки испугался трошкы. но то, что есть, -тоже поступок, скажу я вам.
    http://www.peremeny.ru/column/view/898/

Залишити відповідь

