Скандал в московской ЦМШ: как учить не прикасаясь

20 Jan

Друзья, очень коротко, чтобы не допустить необъективности. Музыкальный мир обсуждает историю с увольнением из московской ЦМШ пианиста Анатолия Рябова и взятие его под стражу по обвинению в сексуальных домогательствах к 13-летней ученице. Обвинение выставлено на основе заявления в прокуратуру мамы ученицы.
Вам не передать количества тем, затронутых в прессе и в Инете по этому поводу. Даже линков не буду бросать, забейте в гугл «рябов цмш» и все увидите сами. А облако тэгов огромно, ибо тем и проблем вскрылось море.
Тема взаимотношений «учитель – ученик» у музыкантов. Она есть, и мы об этом знаем. Работа наша не серийная, она разовая.
Проблема взаимоотношений «руководитель – работник».
Тема «что такое успешный руководитель и методы достижения успеха».
Тема «учителя и родители учеников»
Проблема взаимоотношений СМИ – Интернет.
Политическая проблема: не напоминает ли это 37-й и прочие незабвенные годы.
И еще социальные темы кстати, имплицитно возникающие, но очень важные.

1. ПОДРОСЛО ДРУГОЕ ПОКОЛЕНИЕ. об этом когда-нибудь в другой раз.
2. вирус педофилофобии (*гордится термином*) поражает потихоньку и наше общество.

От себя скажу.Как работать с гудошником? Можно, конечно, посадить его между другими детками и приказать петь потише, чтобы не мешал.
И никакой тебе педофилии. А можно сесть напротив ребенка, взять его голову в свои руки, указательные пальцы расположить на косточках возле ушек, и глядя в глаза, сказать тихонько «пой со мной». И запеть. И дитя запоет…

Не ленясь, пошарилась по форумам. Отобрала пяток высказываний.
√А как учить ученика, не трогая его? Нет, конечно, можно, но абсолютно неэффективно.
Так что педофилы – все. Увы. Надо в тюрьму?..
√Может, не стоит даже прикасаться к рукам ученика, что-то поправляя? – А тогда скажут – дескать, преподает “со стула”, нифига не делает, руками ребенка не занимается…
√Не дотрагиваемся до ученика, только с его разрешения и только в присутствии третьего лица (лиц): концертмейстера, одноклассника, однокурсника…
√Наверное, каждый педагог должен быть очень тонким психологом. И понимать – кого можно трогать руками в течение учебного процесса, а кого нельзя никогда, следуя пословице “не тронь…”.
√Опять пишу – ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН. Да. должен. Никто его, педагога, не защитит, кроме него самого.
√Наша профессия мастеровая, т.е. ремесло передаётся из рук в руки, и никакими сэмплами это не заменишь. Так что чем больше будем вымирать, тем больше будут ценить.
√Я первые полгода ученика из рук не выпускаю – практически играю его руками. И ни одно электронное приспособление это не заменит.
√А это можно рассматривать как… нарушение личностного пространства учащегося, если мягко сформулировать… Мамы еще не жаловались?
√И в какой школе все это произошло? В школе, где если захотеть, обвинить можно любого.

И ваших комментов хочу. Жду.

Відповідей: 7 to “Скандал в московской ЦМШ: как учить не прикасаясь”

  1. Катруся Січень 20, 2011 at 8:44 pm #

    В одной музыкальной школе был уже очень пожилой преподаватель. А вел он класс виолончели… Куда ножки, куда ручки, как держать… Ему самому тоже, наверное, хотелось “подержать”. Одна девочка дома всё рассказала. А когда разъяренный папа влетел в класс с намерением убить – он только ойкнул: “ой, я ж тебя просил никому не рассказывать!” Ну, убить, ясное дело, не дали, и слава Богу. Уволили.

    Класс фортепиано я сама вела лет шесть. Всех, конечно, трогала🙂 Руки, конечно. И их руки клала на свои – ну а как почувствовать им разницу зажатой кисти и свободной? Только ощутив это на другой руке.

    Ой, а давайте вспомним уроки постановки голоса на музпеде!!! Я помню, как краснели наши мальчики, нащупывая “мощные диафрагмы” своих прекрасных преподавательниц и пытаясь уловить прелести “нижнего” дыхания🙂 И, кстати, некоторым мальчикам 18-ти еще и не было!!! Бедные мальчики! шутка ли – в такой максимальной близости лиц, туловищ, да еще и твоя рука, прижатая рукой преподавательницы, покоится у нее под персями!🙂 Но почему-то мыслей, что это может быть чем-то иным, а не учебным методом, не возникало. Даже смешно, чесслово.

    А мамы учеников – это ужас-ужас. Даже не хочу подробностей никаких писать. Бесконечные звонки домой, постоянное влезание в твою личную жизнь, уверенность в том, что “нам поставили четыре, потому что вы неправильно подобрали репертуар”, “а вот в классе Марьи Петровны…” – ой, я не могу, сколько там всего можно копнуть…

    Когда ушла работать в вуз – я просто не могла надышаться и нарадоваться. Хотя и тут мамы порой не дают покоя!🙂 Пасут своих великовозрастных инфантилов. А этот кадр, зараза такая, вызванный на кафедру по причине десятка задолженностей, сказал следующее: – Я не ходжу на заняття, бо змушений працювати. Мені треба допомагати батькам. Вони у мене вже похилого віку. – Скільки батькам років? – Сорок. – Ти вважаєш, що батки похилі? – Ну, не молоді ж!
    Извините, я отклонилась от темы.

    Тем не менее, внутри все равно сидит некий стандарт о необходимой “дистанции”. Сейчас мой муж – мой коллега по кафедре. Но когда-то я выходила замуж за своего студента, и на кафедре еще целый год никто ничего не знал – ни среди студентов, ни среди педагогов. Формально – ничего не было нарушено, но “не формально” могло быть ооооочень много вопросов и пересудов. И их не хотелось. И практически удалось избежать.
    А жизнь – она удивительная штука. Не предугадать, когда и как она тебя удивит. В общем – дистанцию держать надо, но если это любовь – долой дистанцию🙂

    • mamache Січень 21, 2011 at 7:43 am #

      Кать,
      я, кстати, обошла тему “преподаватель – студент”, хотя и тут тоже мне есть что сказать. и я прикладывала ручку Сашки Степанчука к своей диафрагме, а Гавриле пальчики переставляла в последовательностях, а как иначе:) Но загвоздка ведь именно в несовершеннолетних, типа этой лолитки 13-летней, фотки которой висят тоже в Инете.
      Да и у препода лицо старого греховодника, хоть стреляйте меня, я училась и в музучилище, и в консе, насмотрелась. Короче, история в ЦМШ вонючая ужасно. именно эта история, как ее ни крути.
      я лучше никак не буду ее крутить. я о попутных проблемах.
      у меня на памяти одна семейная пара, где муж был влюблен в свою учительницу истории с 4 (!) класса, вырос, отслужил армию, закончил институт – и женился на ней. на своей учительнице.
      брак, к сожалению, распался. но не из-за разницы в возрасте, это уже точно.

      • Катруся Січень 23, 2011 at 4:10 pm #

        Я почитала парочку интервью и не могу судить объективно (честно говоря, не очень хочется в это углубляться). Но я в подобных делах привыкла верить твердым фактам: результаты экспертизы, запись на телефон или диктофон (ну что, она не могла за столько времени в кармане оставить включенный телефон?..), фотографии, хотя бы смс-ки или письма сексуального характера. А так все смахивает на “подставу”. Не важно, каковы причины. А даже если и было что-то – так, собственно, что? ведь так и не понятно, а что было? может, девочка и сама была не прочь “узнать и попробовать”… – ну вот я совсем недавно читала в нете заметку, что в Якутии на уроке 6-классница 12-летняя девочка родила. Что стало шоком для всех, в т.ч. и для нее самой. Никто ничего не знал и не подозревал. “Папа” – ученик 7 класса этой же школы. В общем, все сложно и непонятно. Мне кажется, когда при такой ситуации РАЗДУВАЕТСЯ СКАНДАЛ (вместо того, чтобы тихонько пережить стыд-позор), это на руку именно тому, КТО раздувает. Рыло в пуху, это точно.

      • Катруся Січень 23, 2011 at 4:18 pm #

        это ссылка на якутскую мамашу
        http://www.kp.ru/online/news/808455/

  2. mamache Січень 24, 2011 at 8:07 am #

    по поводу якутской мамаши.
    Кать, а ведь это не распущенность. это обыкновенная дикость. вспоминаются “тіні забутих предків”, там ведь тоже мелькает мысль, что дети начинают делать это очень рано, потому что никто ничего не скрывает и природа открыта для них.
    еще у Бронислава Малиновского есть отличная работа о сексуальной жизни полинезийцев. там те же примеры и то же их обоснование.
    здесь не то, к сожалению, и Бог с ними. здесь мамаша,скорее всего, я думаю, ты согласна со мной.
    что касается фактов, то да, я за факты. просто что считать фактом?

    • Катруся Січень 24, 2011 at 6:27 pm #

      Да-да, конечно! Не распущенность, а именно дикость. Если бы был набор “мать-одиночка – неблагополучная семья – компании взрослых мальчиков – отчим-извращенец” и т.д. – тогда бы мы это восприняли “нормально” (если можно вообще это слово тут употребить). Вот меня как раз и удивило, что они “делали сами не знали что” – в наш-то “скаждогоуглаосексевещающий” век. В конце концов, не один же чум на сто верст, это ж Якутск, обл.центр, школа как-никак, роддом опять же🙂, цивилизация… Или до сих пор еще встречаются дети, не знающие, откуда берутся дети? Неужели встречаются?.. То есть куда чего засунуть, уж простите, – мы разобрались, а, собственно, в чем суть – увы, не знаем. Действительно – дикость какая-то.
      Ситуация в Москве, конечно, другая. Но в ней, к сожалению, очень много “театра”, чтобы составить хотя бы более-менее объективное мнение.

      • mamache Січень 25, 2011 at 9:00 am #

        да уж
        это люди с разных планет, уж точно…
        хотя меня всегда мучит момент пострадавших (в любой истории есть пострадавшие) – дитя там, нафиг никому не нужное, или пожилой человек с гипертоническим кризом без лекарств, суда и следствия в тюремном изоляторе. а за это кто ответит?

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: