Дорогая Елена Сергеевна-1

10 Nov

..на праздновании своего юбилея Она сказала как всегда точно: впечатление такое, что прошедшее время никуда не уходит. Оно остается в настоящем. Я в который раз поймала себя: я думаю о том же.
Тогда это произошло впервые… Елена Сергеевна, помимо курса истории русской музыки, вела у нас так называемое НСТО — студенческое научно-т… а что т? Короче, т-общество. Теоретическую часть вела Ирина Алексеевна Чижик — мы штудировали книги по системному подходу, интонационной теории, лингвистике, философии — всему, что было модно тогда. А у Елены Сергеевны была историческая половина — но история, наверное, не в смысле hi-story, а просто story — было обсуждение концертов, пленумов, фестивалей, вот так, втеплую, вгорячую, вживую. Она смеялась, когда мы не могли вербализовать свои впечатления, отговариваясь именно их сиюминутностью. Иронизировала: а чем вы тогда отличаетесь от дремучих слушателей, которые забрели в концерт просто так…
Прошел очередной композиторский пленум, исполняли всю новую украинскую симфоническую музыку. Она собрала нас и начала обсуждение. Время шло самое гнилое — 1982, когда душили и снимали по звонку, когда называли политическим хулиганом — и этого было достаточно. Нет, убивать уже не убивали. Просто не давали жить, не давали дышать, не давали звучать музыке — а это равноценно удушению.
В этом болоте начала 80-х расцвела камерная лирика Олега Кивы. Сорри за высокий штиль, но это был прекрасный, хрупкий и нежный цветок. И какую-то из кантат Кивы, Вторую, кажется, голос с флейтой, уже не упомню, исполнили тогда.
Я была чудесно поражена и взволнована. Но стеснялась, чувствуя себя неуклюжей и отсталой. На обсуждении мои однокашники дружно раздолбали произведение как безыдейное. Я подавленно молчала.
ЕС выслушала. Подняла голову и сказала:
– А мне Кива понравился…
Я только и спромоглась прошептать:
– И мне…

– …Лена!!! Ну так что ж Вы!!! Нужно так и говорить!!! Никогда не нужно бояться!!!
Урок был преподан на всю жизнь. Одиннадцатая заповедь, высказанная, помнится, Эйнштейном: «Не бойся!» Неловкий провинциальный подросток сидит во мне до сих пор, ничего не поделаешь. Но я иду, превозмогая это и повторяя себе (и своим ученикам уже): ни-ког-да-не-нуж-но-бо-ять-ся. В основном – выигрываю.

Залишити відповідь

