Циркус за тысячу

2 Nov

Уж сколько раз твердили миру, что антреприза гнусна, вредна… Да поди ж ты, летом в Тбилиси театры на каникулах, ничего посмотреть не получилось. А хотелось. И когда театр имени Шота Руставели привез в Киев пьесу Макса Фриша “Бидерман и поджигатели” в постановке самого!!! Роберта Стуруа с музыкой самого!!! Гии Канчели, я загорелась.
В фойе за наушниками для перевода стояла унылая очередь, муж дернул: ты что, в Грузии неделю была и грузинский не выучила? Тема известна: о маленьких обывателях, чей конформизм порождает большое зло. Сюжет известен, текст в Интернете висит. Идем, поймем все и так.
Заявлено было начало в 19:00 и 3 часа 15 минут с антрактом. Пьеса началась ровно в 19:30, антракта не было, и в 21.20 мы уже вышли из театра, не досмотрев, впрочем, последних поклонов. В начале, которого терпеливо дожидались, – полуосвещенная сцена, женские фигуры и вселенские, до боли знакомые звучания музыки Канчели.
И… пошло-поехало. Доброе утро, извините. Дым, вопли, звуки марша, девочки то мечутся, то строятся. Клоунские штаны, цилиндр фокусника, дамские кружева. Кафешантан, цирковой балаган, мюзикл, водевиль, зонг-опера и опять цирк. Что это? Комедия? Трагедия? Пародия? Постмодернистический коллаж?
Отнюдь нет, как говаривал один мой знакомый. Эклектика – это вам не полистилистика. Как и ходульная театральность – не театр, и бугага при виде икающей пьяненькой тетеньки – не искрометный юмор.
Это другое.
На сцене имеет быть некий омузыкаленный жанр, имя Канчели к этому обязывает. Но артисты поют откровенно плохо, и солисты, и хор, а ведь партии предельно просты. Что это? Классовая чистота? Свежесть и первозданность? Импровизация? Бросьте. Самодеятельность это, друзья. Циркус за крейцер, как выражается мой любимый свекр. Только крейцер-то ценою в тысячу гривень на двоих (и это не самые дорогие билеты), а это обязывает.
Ну, уговаривала я себя, Канчели мой любимый композитор, я к нему пришла. И то правда: Канчели в своем репертуаре – тянущиеся и переплетающиеся мелодические линии, космические, до самых небес» наслоения хоровых аккордов, внезапные оглушительные «наезды» духовых и ударных. Все как всегда. И в Четвертой симфонии, и в Пятой, и в Шестой, и дальше – все пересказ первого Слова.
Гии Александровича не было, к сожалению. Вспомнился он в свой предыдущий приезд в Опере, когда в великолепно небрежном бархатном «мастеровом» пиджаке с закатанными рукавами поднял руки и потряс ими над залом: мол, у каждого свой бизнес.
Из хорошего… эммм: совершеннейшая пластика рук главного героя; один из персонажей играет на пианино; толстенький живчик Роберт Стуруа, вышедший на поклоны; симпатичные оранжевые штанишки на кордебалете или античном хоре или как там их; красивые зрелые грузинки с декадентским шармом – ну, знаете, Нани Брегвадзе, Лиана Исакадзе, Софико Чиаурели, Элисо Вирсаладзе… эта тонкость в кости, эта кошачья грация, эта изящность изгиба позвоночника, они хороши и немолодыми, это вам не откормленная Гвердцители.
Далее хочется процитировать слова одного из персонажей «Бидермана и поджигателей»: «самый лучший и самый надежный способ маскировки — это, я считаю, по-прежнему чистая, голая правда. Смешно, верно? Правде никто не верит».
Да. Правде никто не верит. Предчувствую волну восторгов по поводу гастролей. Никто не
признается, что четверть зрителей ушилась из театра, не досмотрев до конца. И жаль, что не довелось, будучи в Грузии, посмотреть грузинскую пьесу в грузинском театре. Тогда бы не пришлось гадать, что это было: всегдашние недостатки шитых белыми нитками антреприз? Плохая пьеса, плохой театр, плохие актеры? Плохая жизнь в дружественной стране, где внешнее, показное – юбер аллес? Где под роскошными фонтанами просят милостыню пенсионеры, а за лощеным фасадом бегают черные тараканы?
Или два плохих зрителя, мы с мужем, которым не хочется снисходительно похваливать? И которым есть с чем сравнивать?

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: